Красной нитью в моих последних записях маячит мысль: невозможно найти Себя снаружи. Вот и восточная мудрость на эту тему надолго поселилась в пространстве блога для цитат. У тебя могло возникнуть впечатление, что я призываю никуда не ходить, ничего не искать, а усесться в укромном местечке и уйти в глубокую медитацию. Ни в коем случае!
Позволь привести тебе вдохновляющий пример человеческой жизни длиною без малого в сотню лет. Каждый, кто учился в школе в период с 50-х по 90-е годы прошлого века, сталкивался с плодами трудов этого мастера. Взгляни на картину под названием «Хлеб» – ты наверняка узнаешь ее. Именно эта работа принесла автору первую славу не только отечественного, но и международного масштаба.
Художница трудилась усердно и страстно, искала свой стиль всю долгую и плодотворную жизнь, никогда не останавливалась, хотя – как же велик был соблазн оседлать лошадок Славы и Признания, и как много ее коллег от соблазна этого не удержались. Достигая высочайшего уровня исполнения в избранном жанре, она решительно бросала его и отправлялась к подножьям новых вершин мастерства.
В преклонном возрасте, поселившись на даче под Киевом, заслуженный Мастер изобразительного творчества с удивлением обнаружила: то, что она неистово искала в дальних странах и на разных континентах – особое чувствование света и цвета – обнаружилось поблизости, в старом саду, за окнами крошечного деревянного домика. Травы и цветы, деревья и кустарники, птицы и насекомые. Блеск росы и переливы солнечных лучей. Свежесть чувств молодой женщины в облике дочери. Мудрость женщины зрелой в работах самой художницы.
Последние шесть лет своей жизни Татьяна Яблонская* (а именно о ней сия история) провела, почти не выходя из своей квартиры в Киеве. Будучи прикованной к инвалидному креслу и наполовину парализованной – в своей рабочей правой стороне, она научилась рисовать пастелью при помощи левой руки. И углубилась в свой изумительный мир, наблюдая за миром внешним из кухонного окна.
Из воспоминаний ее дочери, художницы Гаяне Атаян: «Ее физические силы угасали, но картины становились еще более просветленными, радостными и гармоничными. Она не сопротивлялась угасанию, она день за днем рисовала то, что видела – городских птиц на подоконнике, посуду, цветы в вазе. “Я счастлива в своем ограниченном пространстве” – говорила она, и пространство все сжималось вокруг нее, но ее это совершенно не заботило; ее занимало кухонное окно – бесчисленное количество сочетаний освещения, погоды, угла зрения и стоящих на подоконнике предметов»
– Так что же, нужно прожить сто лет и объехать весь мир, чтобы найти себя? – спросишь ты.
– Нужно было, в прежние времена – отвечу я тебе – Но нам с тобою невероятно повезло. Мы живем во времени Сейчас, когда все стало гораздо быстрее и проще. И с каждым днем ускоряется. И с каждым часом упрощается.
Наша задача – не растерять дары этого благословенного Момента!
* Документальный фильм «Татьяна Яблонская. Вдохновение одиночества» (2008)
2 пинга