А ты в курсе, что самая большая площадь Европы носит имя свободы? Я это знаю, потому что живу рядом с ней и вчера совершила необычное путешествие. Началось оно на просторном брусчатом полотне «майдана Свободы», а завершилось на тесном суетливом пятачке, что по ошибке назван «площадью Конституции». От одной до другой – минут сорок пешего хода, если не торопясь и не останавливаясь. Но я делала остановки – на наблюдения, впечатления и размышления.
Вдохновил меня на этот осознанный поход француз-писатель-летчик и просто удивительный человек. Антуан де Сент-Экзюпери. Его слова «Свобода – не своеволие, порядок – не неволя» пришлись как нельзя кстати – именно в тот период, когда тема своеволия и неволи разгорелась ярким пламенем в сознании и в обстоятельствах жизни. От этой фразы появилось стойкое ощущение, словно я сама себе ее написала, но только из будущего, уже порядком разобравшись в сложной теме. И служила эта фраза для меня маяком, конечной точкой исследования.
Теперь есть чувство, что уже пришла к финальному пункту познания проблемы, остановилась в нем на мгновение, – зафиксировать практический результат и положить его на бумагу. Подсказкой для понимания всех этих противоречий стала промежуточная остановка на пути. Но обо всем по порядку.
Итак, Свобода. В моем городе она не только просторна, но еще и несет огромное количество смыслов и подтекстов. В советскую пору это место носило имя воинственного революционера, праотца нескольких поколений душегубов – чекистов, кэгэбэшников и эфэсбэшников. Более того – в самом его сердце и по сей день возвышается засиженная голубями статуя вождя пролетариата.
Здесь же расположились дворец пионеров и университет – храмы науки и техники, в недавнем прошлом – средоточие подготовки строителей светлого будущего. Высочайшая в масштабах провинции власть облюбовала эту площадь для своей локализации. Бывшие пионеры и студенты, а ныне – руководители области восседают в кабинетах с живописным видом из окон. Дедушка Ленин указывает им путь своею размашистой рукой в сторону… городского туалета. Символично, не правда ли?
«Революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а их результатами пользуются подонки» – эти слова Отто Бисмарка в полной мере описывают историю площади в моем городе и историю свободы в моей стране. Здесь вам статуя романтика и отзвук имени фанатика. Кабинеты пользователей результатов – здесь же. Учитывая все сказанное, крупнейшей европейской площади больше подошло бы название деградировавшей свободы – Майдан Своеволия.
Перенесусь теперь в конечную точку своего путешествия. Здесь все совершенно иначе. Никакого тут простора, лишь зажатый между зданиями и транспортными потоками лоскуток земли. В самом центре его – исторический музей, из-под стен которого недавно выкорчевали уродливый зуб. Памятник эпохи соцреализма, прозванный горожанами «четверо с холодильником», наконец-то нашел свое пристанище в соответствующем ему месте – в парке заводского района на окраине города.
Но самое примечательное на площади имени главного Закона государства – это священный треугольник, которым она объята. Три храма различных конфессий, будто опоры треногого стула издавна расположились по краям. Свято-Покровский монастырь подпирает Порядок своими древними стенами ортодоксального христианства. Синагога притаилась за высокими заборами, будто все еще напугана с советских времен, когда злые дяди с револьверами переквалифицировали ее в Дворец для физкультурников. Католический костел так и не сумел восстановить свою изначальную суть и служит в этом треугольнике Полигимнией – музой веры, обращенной в музыку. В стенах его расположился органный зал городской филармонии.
Светское управление здесь также представлено, тронное место Конституции облюбовали городские власть имущие персоны и структуры. Здесь правит жесткий закон. Закон страха и вины, закон повиновения и покаяния. Рафинация власти порядка привела к противоположной стороне свободы. Истинное имя этому месту – майдан Неволи.
Все могло выглядеть совсем безнадежно, если бы ровно посередине пути между майданом Своеволия и площадью Неволи не расположилось одно удивительное место – место творчества и высокого искусства. Содружество театров и филармонии, музеев и галерей, магазинов художественных и музыкальных принадлежностей расселилось вокруг центральной часовенки. Не иначе как местом свершения творческих ритуалов следует считать этот шедевр городской архитектуры.
В ней соединились все четыре стихии. Ажурно-арочные камни пропускают сквозь себя ниспадающие локоны воды. Вода в свою очередь соединяется с воздушными струями в веселых фонтанах и фонтанчиках. Разноцветье огней резвится в творческой часовне, как только на город спускается ночь.
Не обошлось здесь и без мистики, как не обходится без нее никакое творческое действо. Шедевру дали имя Зеркальная Струя. В имени ее тайна зазеркалья и очищающая сила воды. Именно она принесла мне окончательное понимание. Что в этом мире самым естественным образом объединяет свободу и порядок? Ответ очевиден до элементарности. Творчество!
Творчество невозможно без истинной свободы. В то же время оно ловко выводит на чистую воду своеволие, отражая гримасу гордыни в искренности своих зеркал. Высокомерный творец рискует быть лишенным главной своей ценности – источника вдохновения.
Творчество нежизнеспособно в неволе. Но одновременно с этой очевидностью, оно требовательно в отношении природного порядка вещей. И главный его закон – это закон созревания. Плоды незрелые мало съедобны и не хранятся долго.
Ах, как же я рада, что оказалась в этой точке ровно посереди своей жизни. Я ушла от искаженного лика того, что ранее считала свободой. Но не стану спускаться вниз по центральной брусчатке города до остановки правопорядка. Останусь рядом с Зеркальной струей. Принесу ей свои творческие молитвы и найду здесь источник вдохновения и гармонию жизни.
4 пинга